ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

9 апреля 2025 г. № 12

О реализации основ идеологии белорусского государства

Республика Беларусь состоялась как государство, построенное на принципах народовластия, гуманизма, социальной справедливости, равенства прав и возможностей, исторической преемственности.

Повышению уровня национального самосознания белорусов, укреплению социальной солидарности, гражданского мира и согласия способствовали принятые меры по формированию идеологической вертикали, регулированию идеологической сферы. Направления ее развития на современном этапе предполагают совершенствование системы идеологической работы, изучение и учет реальных интересов и запросов населения, ориентированность на конкретные социальные группы в проведении государственной информационной политики и обеспечение эффективной коммуникации власти и общества.

В связи с необходимостью обобщения и систематизации накопленного опыта, унификации подходов к организации идеологической работы в стране, актуализации нормативной правовой базы, регулирующей идеологическую сферу, исходя из изменений в социально-экономической, политической, духовной жизни, а также в целях реализации государственной политики и развития всех сфер жизни общества:

1. Утвердить Основы идеологии белорусского государства (прилагаются).

2. Обеспечить повышение эффективности организации идеологической работы. При этом:

2.1. под идеологической работой понимать целенаправленную деятельность по практической реализации идеологии белорусского государства;

2.2. целью идеологической работы определить построение социально справедливого общества через формирование всесторонне развитой личности, отстаивающей национальные интересы;

2.3. основными задачами идеологической работы считать:

разъяснение и практическое применение идеологии белорусского государства;

достижение понимания и широкой поддержки населением белорусской модели общественного развития;

пропаганду достижений Республики Беларусь;

укрепление в обществе единства, гражданского мира, стремления к созиданию, взаимного доверия государства и общества;

воспитание патриотизма, в том числе как готовности каждого гражданина защищать интересы государства, его конституционный строй и территориальную целостность;

упрочение национально-государственной идентичности, сохранение самобытности и обеспечение преемственного развития;

стимулирование активного участия граждан в сохранении исторической памяти и национальных ценностей;

повышение правовой, политической, личной культуры и социальной ответственности граждан;

утверждение высоких нравственных начал, справедливости, законности;

воспитание морально-психологических качеств, мотивирующих на решение задач успешного развития страны;

вовлечение в процесс консолидации общества всех субъектов реализации идеологии белорусского государства;

обеспечение эффективной коммуникации власти и общества;

формирование созидательной повестки в обществе и его защиту от негативного информационного воздействия;

укрепление положительного международного имиджа страны;

2.4. организовать идеологическую работу с опорой на принципы:

единства теории и практики идеологической, управленческой, хозяйственной и организаторской деятельности;

признания уникальности белорусской модели общественного развития;

комплексности, системности и научности в осуществлении идеологической работы органов государственного управления всех уровней, организаций всех форм собственности, общественных объединений и политических партий;

сопричастности граждан к процессу принятия решений, затрагивающих их интересы, на уровне организации, региона, отрасли, государства;

профессионализма и компетентности идеологических работников.

3. В качестве субъектов реализации идеологии белорусского государства определить:

государственные органы, в том числе местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы;

учреждения образования, культуры, науки, спорта, здравоохранения, социальной защиты и иные общественные институты;

юридические лица, на которые возложены функции редакций средств массовой информации;

общественные объединения и политические партии;

иные субъекты хозяйствования.

Приоритетными сферами, в которых идеологическая работа находится под особым контролем государства, являются образование, культура, наука, спорт, этноконфессиональные отношения, а также семейная, молодежная, информационная и историческая политика.

Субъектам реализации идеологии белорусского государства необходимо:

3.1. обеспечить организацию идеологической работы через:

информационную деятельность – систему мероприятий по распространению внутри страны и за ее пределами информации в интересах белорусского государства для создания благоприятной информационной обстановки, соответствующей целям и задачам развития Республики Беларусь. Составляющими информационной деятельности являются:

информационно-пропагандистская работа – распространение и разъяснение политически значимой информации путем проведения оперативного, текущего и тематического информирования об актуальных проблемах, обстановке в стране и за рубежом;

контрпропагандистская работа – комплекс мер по предотвращению или минимизации негативного информационного влияния и распространения в обществе деструктивных идей, информации и идеологии посредством выступлений в трудовых коллективах, встреч с населением, а также по реализации иных информационных мероприятий, в том числе с использованием средств массовой информации, интернет-ресурсов;

воспитательную деятельность – систему мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства граждан в целях формирования идейно-нравственной личности. Воспитательная деятельность включает гражданско-патриотическое, семейно-бытовое, духовно-нравственное и профессиональное воспитание;

социально-культурную деятельность – систему мероприятий, направленных на повышение уровня общей культуры населения, его приобщение к национальным ценностям, здоровому образу жизни, профилактику негативных социальных проявлений. Социально-культурная деятельность реализуется через социальную поддержку, правовое просвещение, а также через проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, организацию досуга, коллективного отдыха, развитие художественной самодеятельности;

3.2. внедрять и использовать следующие направления идеологической работы:

формирование и подготовка идеологического актива, обучение формам и методам коммуникации с обществом, коллективом и гражданами;

изучение общественного мнения;

внедрение и распространение различных форм коммуникации власти и общества, в частности единых дней информирования, отчетов власти перед населением, диалоговых площадок, общественных приемных, встреч с трудовыми коллективами и по месту жительства граждан, общественных обсуждений;

распространение и разъяснение общественно значимой информации в соответствии с основными задачами идеологической работы посредством учреждения и организации деятельности средств массовой информации и интернет-ресурсов;

создание информационных и методических материалов, произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию белорусской модели общественного развития;

поддержка, в том числе финансовая, проектов в области патриотического воспитания, сохранения и популяризации историко-культурных ценностей и самобытности белорусского народа;

взаимодействие с религиозными организациями, зарегистрированными в Республике Беларусь, в вопросах духовно-нравственного воспитания населения, сохранения традиционных ценностей, профилактики социального неблагополучия, противодействия деструктивным религиозным течениям;

оценка художественной продукции, рекламы, информационного, публицистического и развлекательного контента на предмет соответствия основам идеологии белорусского государства;

организация и проведение мероприятий, посвященных государственной символике, государственным праздникам, праздничным дням и памятным датам;

3.3. реализовывать направления идеологической работы с учетом специфики решаемых задач и складывающейся обстановки, а также на основе результатов проведенных научных и социологических исследований.

4. В целях дальнейшего совершенствования идеологической работы в трудовых коллективах установить, что:

4.1. идеологическая работа в трудовых коллективах направлена на поддержку внутренней и внешней политики Республики Беларусь, укрепление благоприятного морально-психологического климата, формирование у членов трудового коллектива мировоззрения, основанного на чувстве патриотизма, гражданской зрелости, осознании принадлежности к белорусскому народу, профессиональной и личной ответственности за достижение высоких результатов в труде;

4.2. организация идеологической работы в трудовых коллективах возлагается на руководителя организации, непосредственная координация идеологической работы – на одного из его заместителей. В случае необходимости дополнительно вводится должность заместителя руководителя организации по идеологической работе;

4.3. организации всех форм собственности:

выстраивают свою деятельность на основе социальной ответственности перед государством, обществом, трудовым коллективом и отдельным гражданином;

участвуют в решении общественно значимых вопросов, в том числе путем реализации научно-исследовательских, образовательных, спортивных, благотворительных, экологических, гуманитарных и иных проектов;

обеспечивают условия для участия работников в деятельности общественных объединений, профессиональных союзов на основе требований законодательства;

организуют с членами трудового коллектива информационную работу по рассмотрению актуальных вопросов развития организации, отрасли, региона, государства и решению проблем, поднимаемых гражданами.

5. Повысить качество идеологической работы в стране. В этих целях определить следующее:

5.1. координация и анализ эффективности, мониторинг организации и проведения идеологической работы в республике, обеспечение взаимодействия государственных органов, общественных объединений и иных организаций в сфере идеологии белорусского государства возлагаются на Администрацию Президента Республики Беларусь;

5.2. координация идеологической работы в отраслях (сферах деятельности), в том числе определение комплексных подходов к ее реализации в подведомственных организациях, взаимодействие с отраслевыми профсоюзами, иными общественными объединениями, возлагается на управления (отделы, секторы) идеологической работы государственных органов. Данная работа осуществляется совместно с местными исполнительными и распорядительными органами;

5.3. координация идеологической работы на соответствующей территории, в том числе определение комплексных подходов к ее реализации в организациях всех форм собственности, а также деятельности организационных структур общественных объединений возлагается на комитеты (главные управления, управления, отделы) идеологической работы и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов;

5.4. назначение на должности, освобождение от должностей и продление контрактов*:

заместителей председателей рай-, горисполкомов, за исключением Минского горисполкома, заместителей глав администраций районов в городах, координирующих идеологическую работу, председателей комитетов, начальников главных управлений (управлений, отделов), заведующих секторами идеологической работы и по делам молодежи облисполкомов (Минского горисполкома), рай-, горисполкомов, администраций районов в городах, заместителей руководителей, координирующих идеологическую работу в организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, учреждениях высшего образования, учреждениях образования и организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, а также лиц, ответственных за работу со средствами массовой информации в государственных органах, согласовываются с Администрацией Президента Республики Беларусь;

главных редакторов государственных республиканских средств массовой информации, а также средств массовой информации, учредителями которых в регионах являются облисполкомы (Минский горисполком), местные Советы депутатов областного уровня, в отраслях (сферах деятельности) – соответствующие государственные органы и организации, согласовываются с Министерством информации и Администрацией Президента Республики Беларусь;

заместителей руководителей, координирующих идеологическую работу в государственных и иных организациях с численностью работников 600 человек и более, учреждениях образования (за исключением указанных в абзаце втором настоящего подпункта), реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, учреждениях среднего специального образования, согласовываются с облисполкомами (Минским горисполкомом);

заместителей руководителей, координирующих идеологическую работу в государственных и иных организациях с численностью работников до 600 человек, учреждениях общего среднего образования, согласовываются с рай-, горисполкомами, администрациями районов в городах;

руководителей государственных региональных средств массовой информации, учредителями которых являются рай-, горисполкомы, местные Советы депутатов базового уровня, согласовываются с облисполкомами и Министерством информации;

______________________________

* Кроме должностей, включенных в кадровые реестры Главы государства и Администрации Президента Республики Беларусь.

5.5. для выполнения функций по координации идеологической работы Администрация Президента Республики Беларусь задействует:

Национальную академию наук Беларуси, Министерство образования, Академию управления при Президенте Республики Беларусь – для научного, научно-методического сопровождения идеологической работы;

Белорусский институт стратегических исследований, Национальную академию наук Беларуси – для экспертно-аналитического и социологического сопровождения идеологической работы;

Министерство информации – для информационного сопровождения идеологической работы;

республиканское государственно-общественное объединение "Белорусское общество "Знание" – для информационно-методического сопровождения идеологической работы.

6. Администрации Президента Республики Беларусь, государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам, проводить на системной основе оценку эффективности идеологической работы.

7. Возложить персональную ответственность за состояние идеологической работы:

в трудовом коллективе – на руководителя организации;

в рамках отдельной отрасли (сферы деятельности) – на руководителя соответствующего государственного органа;

на территориальном уровне – на руководителя местного исполнительного и распорядительного органа.

8. Государственным органам и иным организациям обеспечить:

ежегодное планирование идеологической работы;

надлежащую организацию идеологической работы лицами, ответственными за ее проведение. Принимать меры по повышению профессионального уровня ответственных лиц.

9. Государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам, обеспечить:

рассмотрение на коллегиях (советах, заседаниях) вопросов, касающихся различных аспектов организации идеологической работы, не реже одного раза в год;

привлечение субъектов гражданского общества к участию в реализации идеологии белорусского государства.

10. Администрации Президента Республики Беларусь обеспечить разработку и доведение до заинтересованных критериев, индикаторов, периодичности оценки эффективности идеологической работы.

11. Особенности организации идеологической работы в государственных органах (организациях), их подразделениях, входящих в состав сил обеспечения национальной безопасности, определяются Президентом Республики Беларусь.

12. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящей Директивой и принять иные меры по ее реализации.

13. Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Администрацию Президента Республики Беларусь.

14. Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь (приложение).

15. Настоящая Директива вступает в силу в следующем порядке:

пункты 1–11, 13 и 14 – через три месяца после официального опубликования данной Директивы;

иные положения этой Директивы – после ее официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко
Приложение
к Директиве Президента Республики Беларусь
09.04.2025 № 12

ПЕРЕЧЕНЬ утративших силу указов Президента Республики Беларусь

1. Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254 "О деятельности информационно-пропагандистских групп и об участии руководителей республиканских и местных государственных органов и иных государственных организаций в идеологической работе".

2. Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2003 г. № 369 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254".

3. Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. № 111 "О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь".

4. Указ Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 г. № 439 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254".

5. Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2005 г. № 269 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254".

6. Подпункты 1.37 и 1.45 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 23 "О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь, признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь".

7. Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 216 "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254".

8. Пункт 10 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 "О некоторых вопросах органов государственной статистики".

9. Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 2010 г. № 502 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. № 254".

10. Подпункт 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 338 "О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь".

УТВЕРЖДЕНО
Директива Президента Республики Беларусь
09.04.2025 № 12

ОСНОВЫ идеологии белорусского государства

В Республике Беларусь сформирована собственная модель общественного развития, ставшая практическим воплощением идеологии белорусского государства.

Ключевыми достижениями белорусской модели общественного развития являются:

суверенный характер внутренней и внешней политики;

высокий уровень общественной безопасности, межконфессиональное и межнациональное согласие;

сохранение и модернизация реального сектора экономики;

высокий уровень занятости населения, отсутствие резкого социального и имущественного расслоения;

доступность и высокое качество медицины, образования и социального обслуживания;

создание современных и равных для всех условий занятия массовым спортом, приобщения к культурному и духовному наследию;

низкий уровень коррупции, социально ответственный и национально ориентированный государственно-управленческий аппарат.

Современная жизнь характеризуется возникновением новых видов и форм занятости, повышением образовательного уровня населения, изменением социальной структуры общества. Развитие глобальной компьютерной сети Интернет, социальных сетей, цифровизация способствуют переносу части общественных отношений на виртуальные площадки, появляются новые формы взаимодействия власти и общества. Доступность транспортной инфраструктуры и информационная открытость содействуют повышению мобильности населения, а также дифференциации каналов получения информации. Формируется белорусское гражданское общество, разделяющее с государством ответственность за судьбу страны и народа.

В то же время Беларусь сталкивается с угрозой внешней агрессии, принимающей характер гибридного противостояния: информационные войны, борьба идей и смыслов, насаждение чуждой деструктивной идеологии. Разнообразные каналы доведения информации используются недружественными силами в целях дестабилизации политической ситуации, нагнетания социальной напряженности и деформации традиционных духовно-нравственных ценностей. В первую очередь разрушительное воздействие направлено на семью, систему образования, традиционные конфессии, армию, институты государственной власти. Предпринимаются попытки исказить историю, обесценить роль белорусского народа в достижении победы в Великой Отечественной войне, отрицать его геноцид со стороны нацистских преступников и их пособников, вклад в общий результат труда советских поколений, успехи суверенного периода развития Беларуси.

В таких условиях мобилизовать общество на сохранение народного единства, национальной идентичности, нацеленности на опережающее развитие позволят прочная идейная основа, глубокое понимание гражданами страны особенностей белорусской модели общественного развития.

Основы идеологии белорусского государства разработаны в развитие положений Конституции Республики Беларусь и в целях обеспечения единства идей, взглядов и представлений о белорусской модели общественного развития, защиты личности, общества и государства от деструктивной идейной и ценностной экспансии.

Идеология белорусского государства – система идей, взглядов и представлений, которая отражает национально-исторические традиции, интересы и ценности белорусского народа, определяет цели развития личности, общества и государства.

Составными компонентами идеологии белорусского государства являются:

культурно-исторический – комплекс устоявшихся убеждений о происхождении народа, формировании и развитии его самосознания от самобытной этнической общности до нации, осознающей свою принадлежность к восточнославянской цивилизации;

политический – система представлений народа об основных этапах формирования белорусской государственности, условиях становления и особенностях институтов государства, гражданского общества, степени их соответствия традициям, современным потребностям и интересам нации, направлениях и путях дальнейшего развития этих институтов, а также о месте белорусского государства на международной арене, его целях, принципах и приоритетах в выстраивании отношений с другими странами;

экономический – система взглядов относительно модели организации экономической жизни страны, предполагающей разумный баланс различных форм собственности и хозяйствования, понимание роли государства в экономических процессах, представление о справедливом распределении национального богатства;

социальный – совокупность идей о солидарности, социальной справедливости, нравственности, патриотизме, обязанностях, правах и свободах человека, балансе интересов различных социальных групп.

Основные положения идеологии белорусского государства.

Культурно-исторический компонент базируется на принадлежности белорусов к восточнославянскому миру, цивилизационном родстве с русским и украинским народами.

Ядром формирования белорусской государственности стали Полоцкое и Туровское княжества. Также историческими формами белорусской государственности, которые принадлежат и всем иным сопричастным народам, являлись Древнерусское государство, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская империя. Начало становлению национальной белорусской государственности дала Октябрьская революция. Ее результат – провозглашение 1 января 1919 г. ССРБ (впоследствии – БССР), которая в качестве равноправного субъекта выступила одной из учредительниц СССР. Республика Беларусь с 1991 года является правопреемницей БССР. Реальный суверенитет и независимость белорусского государства были достигнуты в период после установления президентской формы правления.

В силу своего географического расположения на белорусских землях исторически сложилось этноконфессиональное многообразие. Веротерпимость, двуязычие, мирное сосуществование представителей всех конфессий и этнических групп стали важнейшими условиями единства и согласия в современном белорусском обществе.

Расположение на стыке двух цивилизаций – между Востоком и Западом – сделало жизненно необходимым формирование у белорусов таких качеств, как стойкость, мужество, решительность, самоотверженность. Цементирующей основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.

Политический компонент идеологии белорусского государства строится на принципе преемственности этапов общественно-политического развития белорусского общества и государства.

Ключевыми основами, способствующими устойчивости белорусской политической системы, являются народовластие, президентская республика как наиболее оптимальная форма правления, а также сильная государственная власть.

Государственный суверенитет – залог процветания белорусского народа и территориальной целостности государства. В свою очередь равенство всех перед законом, гражданское согласие и единство нации выступают главными условиями реализации белорусской модели общественного развития.

Республика Беларусь является государством – учредителем ООН, равноправным субъектом международных отношений, выступающим за признание многообразия путей устойчивого развития.

Беларусь привержена общепризнанным принципам международного права, прежде всего суверенного равенства государств, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других стран, неделимости безопасности.

Внешняя политика республики направлена на поддержание мира, исключение этнической, национальной, религиозной и иной вражды, формирование и укрепление многополярности в сфере международных отношений, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество с другими странами и народами, уважение права выбора ими своего пути.

В рамках экономического компонента государство проводит социально ориентированную экономическую политику, целью которой является обеспечение социальной справедливости и благополучия граждан через предоставление каждому равных возможностей, справедливое распределение благ, поддержание их достойного уровня жизни.

Гарантией достижения поставленной цели выступает наличие у государства природных, материальных, духовных, интеллектуальных ресурсов, имеющих общенациональное значение, в том числе признанных обществом уникальными.

Белорусская экономическая модель основывается на трудолюбии и профессионализме как универсальных мерилах социального успеха и общественного признания, участии членов трудовых коллективов в управлении организациями для повышения эффективности их работы и улучшения уровня жизни народа.

Белорусская экономическая модель предполагает государственное регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, сбалансированное развитие материального производства и сферы услуг, широкое использование передовых достижений отечественных и зарубежных науки и техники, бережное отношение к природе и рачительное использование ресурсов.

Повышенное внимание со стороны государства уделяется обеспечению экономической безопасности, особенно энергетической и продовольственной.

Социальный компонент идеологии белорусского государства определяется утверждением и культивированием в обществе традиционных духовных ценностей, нравственных и моральных ориентиров, гуманности и солидарности, социальной справедливости и недопущения расслоения и дискриминации.

Межличностное взаимодействие, основанное на доброжелательности, умеренности, взаимоуважении, рассудительности, позволяет разным социальным и национальным группам выстраивать равноправный и конструктивный диалог.

Консолидации белорусского общества способствует коллективизм как форма жизнедеятельности, предполагающая приверженность граждан общему делу, готовность оказывать помощь друг другу в достижении общих созидательных целей.

Белорусы остаются верными традиционным семейным ценностям, что обусловливает гармоничное формирование нравственной, интеллектуальной и физически развитой личности.

Отношения человека, общества и государства основаны на верховенстве права, балансе интересов, социальном оптимизме, взаимных заботе, ответственности и обязательствах.

Готовность защищать конституционный строй, суверенитет и независимость Республики Беларусь, формирование позитивного образа своей страны, укрепление межпоколенческих связей, сохранение и популяризация собственных культурных традиций и духовных ценностей – священный долг и обязанность каждого белоруса.

Реализация основ идеологии белорусского государства будет способствовать сохранению государственного суверенитета, обеспечению национальной безопасности, развитию белорусского народа как уникальной исторической общности, самореализации человека в гармонии с общественными потребностями.